Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

петербургская консерватория

Энциклопедический словарь

ПЕТЕРБУРГСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ - ПЕТЕРБУ́РГСКАЯ КОНСЕРВАТО́РИЯ (полн. Санкт-Петербургская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова), высшее музыкальное учебное заведение, старейшее в России.

Консерватория была основана в 1862 году Русским музыкальным обществом (см. РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (РМО)) на базе музыкальных классов (существовавших с 1860 года) по инициативе А. Г. Рубинштейна (см. РУБИНШТЕЙН Антон Григорьевич), который был директором консерватории в 1862-1867 и 1887-1891 годах. Свой авторитет Петербургская консерватория приобрела благодаря преподавательской деятельности К. Ю. Давыдова (директор в 1876-1887), Н. А. Римского-Корсакова (преподавал композицию), Т. Лешетицкого, А. Н. Есиповой (фортепиано), Л. С. Ауэра (скрипка), А. Н. Вержбиловича (виолончель). В 1891-1896 годах на месте Каменного театра было построено здание для Петербургской консерватории (архитектор В. В. Николь)

В годы революции 1905-1907 годов консерватория стала самоуправляемым учебным заведением. В первые десятилетия 20 века большую роль в развитии консерватории сыграл А. К. Глазунов (см. ГЛАЗУНОВ Александр Константинович), который руководил консерваторией с 1905 по 1928 год. После революции 1917 года консерватория стала государственным учебным заведением, получила статус вуза. С 1923 года при консерватории стала действовать оперная студия, в 1989 году преобразованная в Музыкальный театр консерватории. В 1934 году при консерватории был открыт музыкальный техникум, впоследствии ставший Музыкальным училищем имени Римского-Корсакова. В 1944 году имя Н. А. Римского-Корсакова было присвоено и самой консерватории. С 1936 года при консерватории действует специальная музыкальная школа.

В консерватории преподавали П. А. Серебряков (ректор в 1938-1951 и в 1961-1977), Л. В. Николаев (фортепиано), И. А. Браудо (орган), П. З. Андреев (вокал), З. П. Лодий (вокал), Л. П. Штейнберг, В. Г. Каратыгин, Б. В. Асафьев, В. В. Щербачев. В Петербургской консерватории учились композиторы П. И. Чайковский, А. К. Лядов, М. М. Ипполитов-Иванов, А. С. Аренский, Н. В. Лысенко, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Д. Д. Шостакович, А. М. Баланчивадзе, Я. Витол, У. Гаджибеков, А. Капп, Э. Мелнгайлис, В. П. Соловьев-Седой, Г. В. Свиридов, А. М. Петров. дирижерв А. Ш. Мелик-Пашаев, Е. А. Мравинский, Ю. Х. Темирканов, В. А. Чернушенко, певцы С. П. Преображенская, В. А. Давыдова, Е. Е. Нестеренко, Г. М. Нэлепп, В. А. Аилантов, Е. В. Образцова, Н. П. Охотников, И. П. Богачева.

Гуманитарный словарь

ПЕТЕРБУ́РГСКАЯ КОНСЕРВАТО́РИЯ (Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, до 1991 - Ленинградская орд. Ленина гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова) - первая конс. в России. Основана в 1862 на базе муз. классов Рус. муз. об-ва по инициативе А. Г. Рубинштейна (дир. в 1862-67 и 1887-91). В 1-м полугодии было открыто 36 классов и начато преподавание пианистов А. Г. Рубинштейна (вел также класс композиции), Ф. О. Лешетицкого (1862-78), А. А. Герке (1862-70), А. Дрейшока (1862-68), Ф. Ф. Черни (1862-1900), скрипача Г. И. Венявского (1862-72), виолончелиста К. Ю. Давыдова (1862-87); теорию музыки вел И. К. Воячек (1863-1912), теорию композиции - Н. И. Заремба (1862-71), сольное пение - Г. Ниссен-Саломан (1862-72), П. Репетто (1863-70) и др. Лицам, окончившим полный курс обучения, присваивалось звание свободного художника. Среди первых выпускников (1865) - П. И. Чайковский и Г. А. Ларош. Уже в первые годы Рубинштейн, планируя создать консерваторский оркестр, открыл классы оркестровой игры и ансамбля, которые вел сам, а также класс квартета, которым руководил Венявский. В 1867 под управлением Рубинштейна состоялся первый оперный спектакль: силами учащихся был исполнен "Орфей" К. В. Глюка. В 1871 началась многолетняя (до 1908) пед. деят-ность Н. А. Римского-Корсакова.

В кон. 80 - нач. 90-х гг. результаты деят-ности П. К. стали реально ощутимыми: окончили обучение и начали самостоят. выступления М. М. Ипполитов-Иванов, В. М. Зарудная, в число профессоров вошел окончивший консерваторию по классу Римского-Корсакова А. К. Лядов (1878-1914). Состав профессуры Моск. конс. пополнили выпускники П. К. - А. С. Аренский, В. И. Сафонов, Е. П. Лавровская. Произошли перемены и в инструмент. классах П. К.: в 1882 класс виолончели возглавил ученик Давыдова А. В. Вержбилович (1882-85, 1887-1911), с 1893 началась интенсивная пед. деят-ность прославленной пианистки А. Н. Есиповой (1893-1915); с 1899 - композитора А. К. Глазунова. К нач. 90-х гг. в П. К. сложилась структура обучения, сохранявшаяся с нек-рыми изменениями до 1917. Срок обучения в П. К. был разделен на 2 этапа - подготовительный (6 лет) и высший (4 года). Помимо спец. классов, в П. К. были общеобразоват. ("научные") классы, предназнач. для подростков, к-рые по муз. способностям могли наравне со взрослыми выполнять требования, установленные учебными планами консерватории. Однако 6-летнее общее образование в "научных" классах было поставлено недостаточно профессионально, поэтому взрослые учащиеся нередко сочетали занятия в П. К. с учебой в университете, дававшем высшее образование.

Крупным событием в жизни П. К. явился переход в 1896 в новое помещение, перестроенное из Каменного т-ра. В этом здании, имеющем Большой зал для оперных спектаклей и симфонич. концертов и Малый зал с установленным органом для камерных концертов, П. К. находится и поныне. С 1905 в течение 23 лет (до 1928) дир. был А. К. Глазунов. В 1900-е гг. сложились известные муз.-педагогич. школы: композиции - Римского-Корсакова, пианизма - Лешетицкого и Есиповой, скрипки - Ауэра, виолончели - Давыдова и Вержбиловича. Среди воспитанников П. К. 1890-х - 1910-х гг. получили известность Е. В. Вольф-Израэль, Ф. М. Блуменфельд, Я. Хейфец, Е. Цимбалист, М. Б. Полякин, Л. М. Цейтлин, М. А. Бихтер, А. К. Боровский, И. А. Венгерова, С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, композиторы разл. нац. школ - Н. В. Лысенко, Я. Я. Витол, Э. Дарзинь, А. Капп и мн. др.

После 1917 П. К. была включена в число гос. учебных заведений, в 1924 произошло ее переименование в Ленингр. конс. Началась реорганизация П. К., направленная на превращение ее в высшее - наряду с ун-том - учебное заведение. В 1925 было утверждено "Положение", окончательно определившее профиль выпускаемых специалистов. Открылись новые подразделения, в т. ч. отделения по подготовке научных работников, педагогов для средних муз. учебных заведений, музыкантов-педагогов высшей квалификации для клубов, дошкольных учреждений и общеобразоват. школ. Гл. инициаторами обновления консерватории были Б. В. Асафьев, В. В. Щербачев, А. В. Оссовский, Л. В. Николаев. Основным структурным подразделением П. К. стал ф-т. В 1925 на вокальном отд. был организован оперно-реж. класс, а на исполнит. ф-те - дирижерское отд. В 30-е гг. впервые организуются кафедры для развития исследоват. и методич. деят-ности по всем специальностям. В 1934 при П. К. открыт муз. техникум и образована особая группа для музыкально одаренных детей, на базе к-рой в 1936 возникла Средняя спец. муз. школа-десятилетка. Созданная в 1923, Оперная студия в 30-е гг. значит. расширилась, обогатился ее репертуар. Много внимания уделялось подготовке нац. кадров для республик СССР. В 1938 П. К. была награждена орденом Ленина, в 1944 ей было присвоено имя Н. А. Римского-Корсакова. В годы Вел. Отеч. войны (1941-45) конс. была эвакуирована в Ташкент. Педагоги и студенты, остававшиеся в осажденном Ленинграде, продолжали работать. В послевоенные годы при консерватории открылись заочное и вечернее отделения, двухгодичные подготовит. курсы.

В наст. время (данные на 1999) в состав П. К. входят факультеты: композиторский, историко-теоретический, дирижерский, фортепианный, оркестровый, вокально-режиссерский, нар. инструментов. Учебные планы каждого ф-та рассчитаны на 5-летний курс обучения. При П. К. имеются аспирантура и ассистентура-стажировка, продолжают свою деят-ность Средняя спец. муз. школа (ССМШ-Лицей) и Муз. уч-ще им. Н. А. Римского-Корсакова с детской муз. школой. В 1967 был открыт филиал Ленингр. конс. в г. Петрозаводске, получивший в 90-е гг. статус самостоят. консерватории.

Выпускниками П. К. сов. периода разных лет были такие выдающиеся деятели отечеств. иск-ва, как Д. Д. Шостакович, Е. А. Мравинский, Г. В. Свиридов, А. Ш. Мелик-Пашаев, В. В. Софроницкий, М. В. Юдина и др. В П. К. в различное время преподавали композиторы Б. А. Арапов, О. А. Евлахов, П. Б. Рязанов, Д. Д. Шостакович, М. О. Штейнберг, В. В. Щербачев; музыковеды Б. В. Асафьев, М. В. Бражников, Р. И. Грубер, В. Г. Каратыгин, Х. С. Кушнарев, А. В. Оссовский, И. И. Соллертинский, Ю. Н. Тюлин, С. Л. Гинзбург, А. Н. Дмитриев, М. С. Друскин, П. А. Вульфиус, С. Н. Богоявленский, Г. Г. Тигранов; пианисты О. К. Калантарова, И. С. Миклашевская, Л. В. Николаев, Г. Г. Нейгауз, В. В. Софроницкий, С. И. Савшинский, В. Х. Разумовская, Н. И. Голубовская, Н. Н. Поздняковская, П. А. Серебряков, М. Я. Хальфин, М. В. Юдина, Я. А. Логовинский, Л. А. Баренбойм; скрипачи Ю. Н. Эйдлин, М. И. Вайман, Б. Л. Гутников; виолончелисты А. Я. Штример, М. Л. Ростропович; рук. классов дух. инструментов М. Н. Буяновский, А. Г. Васильев, П. Н. Волков, В. И. Генслер, Б. В. Тризно, В. М. Буяновский, К. Н. Никончук, П. К. Орехов, Г. П. Никитин; вокалисты П. З. Андреев, С. И. Габель, Н. В. Ершов, З. П. Лодий, А. А. Григорьева, Г. А. Ковалева; дирижеры А. В. Гаук, Г. А. Дмитревский, А. А. Климов, Н. А. Малько, Н. С. Рабинович, А. К. Янсонс, Е. А. Мравинский, Н. А. Мусин, Ю. Х. Темирканов; оперные реж. Э. И. Каплан, С. Д. Масловская, Е. Н. Соковнин. В наст. время в П. К. преподают композиторы Б. И. Тищенко, С. М. Слонимский, Г. Г. Белов, Г. И. Банщиков, А. Д. Мнацаканян, Д. А. Толстой, Ю. А. Фалик, И. Е. Рогалев, В. Л. Наговицын и др.; оперно-симфонические дирижеры М. А. Янсонс, В. А. Чернушенко, Р. Э. Мартынов, А. В. Алексеев, А. В. Титов и др.; хоровые дирижеры Е. П. Кудрявцева, В. В. Успенский, С. Н. Легков, Т. Н. Немкина, Т. Н. Хитрова, П. А. Россоловский, К. Н. Никитин и др.; пианисты Т. П. Кравченко, Г. П. Федорова, Э. В. Базанов, Е. В. Шишко, Е. А. Мурина, П. Г. Егоров, В. С. Вишневский, Л. М. Зайчик, Т. М. Загоровская, В. А. Калмыков и др.; скрипачи В. Ю. Овчарек, А. М. Казарина, А. Г. Станг, М. Х. Гантварг, М. З. Эстрин и др.; альтисты В. И. Стопичев, В. Н. Кудрявцев, А. С. Догадин, А. В. Людевиг и др.; виолончелисты А. П. Никитин, С. П. Ролдугин и др.; руководители классов дух. инструментов Ю. А. Большиянов, А. М. Вавилина, О. С. Чернядьева, А. В. Федоров, В. П. Безрученко, Н. Н. Кирюхин, В. Н. Соболев, Н. С. Неретин, К. Б. Соколов, В. С. Марголин, В. В. Галузин, А. Е. Глухов, В. В. Сумеркин; музыковеды Т. С. Бершадская, Е. А. Ручьевская, Г. Т. Филенко, Л. Г. Данько, М. Г. Бялик, Л. Е. Гаккель, А. Н. Климовицкий, К. Н. Южак, А. П. Милка, Е. В. Титова, Р. Х. Лаул, Г. К. Абрамовский, В. В. Смирнов, А. К. Кенигсберг и др.; вокалисты И. П. Левандо, И. П. Богачева, Т. В. Новиченко, Е. С. Гороховская, Л. А. Тедтоева, Г. В. Селезнев, Н. П. Охотников, Г. В. Заставный, В. П. Лебедь, Л. Н. Морозов и мн. др.

Полезные сервисы